Детский сад №3 город Светлый

Конспект образовательной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Государственное автономное учреждение

Калининградской области дополнительного профессионального образования

 «Институт развития образования»

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Развитие технического творчества в образовательных организациях в условиях ФГОС

 

ТЕМА:  народная кукла «Кубышка-травница»

 

 

 

 

 

Работу выполнили:

Сарычева Наталья Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2015

 

Пояснительная записка

 

Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

-была оберегом;

- в игре ребёнок приобщался к культуре своего народа, формировались черты матери-хранительницы очага, мастерицы.

 

В  некоторых губерниях их преподносили молодожёнам в качестве подарка.  Таких кукол дети начинали «вертеть» с 5-ти лет. Свёртывали в «скалку» любой кусочек ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перетягивали льняной ниткой - и вот простейшая кукла готова. С большим старанием куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве её хозяйки. А вот лицо кукле не делали - она оставалась «безликой».  «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы оберегала душу и становилась опасной для ребёнка, а «безликая» считалась предметом неодушевлённым и не могла ему навредить.

Игрушки хранили в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали на приданое.

Чтобы воздух в избе был чистый, изготовляли полезную куклу – « Кубышку-травницу», которую наполняли сухой смесью различных целебных и душистых трав: мятой, мелиссой, зверобоем, душицей, тысячелистником, хвоей и др.  Помещали её там, где  застаивался воздух.

 «Кубышка-травница» следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Куколку мяли в руках - шевелили, и по избе разносился аромат эфирных масел и  травяной дух, который отгонял духов болезни. А еще считалось, что она несёт с собой здоровье, защиту и утешение. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Именно поэтому куклу ставили у постели больного, подвешивали над детской кроваткой или просто давали в руки поиграть.

Работа по изготовлению кукол дает детям первые представления о разумной экономии, раскрывает истинную ценность вещей, научит беречь вещи, сделанные руками человека, независимо от их рыночной стоимости. Кукла, сделанная своими руками, вызывает у детей чувство любви и привязанности, требует бережного отношения: ее уже не выбросят. Если кукла делается в подарок кому – то из членов семьи или друзьям, это вызывает в ребенке добрые чувства по отношению к близким людям. 

 

Тема: народная кукла «Кубышка-травница»

 Цель: ознакомить с культурно-исторической ценностью куклы-оберега «Кубышки- травницы»

 Задачи:

 

· Образовательная: сформировать знания о предназначении куклы в жизни человека;

 · Развивающая: развивать познавательные, творческие способности в области традиционной народной культуры;

· Воспитательная: способствовать воспитанию уважения к народному наследию;

 · Коррекционная: развивать мелкую моторику;

 · Здоровьесберегающая: профилактика простудных заболеваний школьников.

 Тип занятия: изучение нового материала.

 Методы: словесный, наглядный, творческий.

 Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 Оборудование и материалы: образец куклы, выполненный педагогом, презентация «Кубышка-травница», лоскуты ткани разных размеров и цветов, нитки, синтепон, тесьма для пояса, белые  нитки, ножницы, душистые лекарственные травы, экран, проектор, технологическая карта.

 

Ход занятия.

 I Организационный момент.

 Сегодня мы познакомимся с народной куколкой «Кубышкой-травницей». Это необычная куколка. Она следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.

 II Актуализация знаний.

 -А какое сейчас время года?

 (дети отвечают)

 -Правильно, осень. Сейчас за окном светит солнышко и еще тепло, но совсем скоро наступят холода. И для нас с вами значительно повышается опасность развития простудных заболеваний. Потому что эти недуги распространяются воздушно- капельным путем. А бороться с простудой нам поможет профилактика. Кто может сказать, что значит «профилактика»?

 (ответы детей)

 -Верно, это сохранение и укрепление нормального, т.е. здорового состояния. - Давайте вместе с вами назовем условия сохранения и укрепления своего здоровья:

 - Есть побольше фруктов и овощей. Почему? (они являются источником витаминов)

 - Заниматься спортом. (быстрого и ловкого болезнь не догонит)

-Одеваться по погоде

 -Соблюдать режим дня

 -Соблюдать правила личной гигиены (мыть руки, прежде чем отправить что-то в рот, не пользоваться чужими носовыми платками, посудой)

 -Делать влажную уборку в комнате и проветривать ее.

 

III Объяснение нового материала.

Все правила сохранения здоровья названы, верно, но есть еще правило: Наполнять помещение ароматами лечебных трав. Можно это с помощью ароматных масел, а можно сделать народную куклу и наполнить ее душистыми лечебными травами. Она так и называется «Кубышка-травница» или  Кукла-Травница. В давние времена эта куколка являлась оберегом на здоровье домочадцев. Она следила, чтобы болезни не проникли в дом, а если уж и проникли, то своим ароматом прогоняла их. Через два года траву в куколке меняли – наполняли свежими душистыми травами.

-Но прежде, чем мы займемся изготовлением куколки немного «прогуляемся» по лесу.

 «Осень»
По тропинке леший шёл, На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает: устал. 
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, 
(Потягивания — руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся. 
И до пола дотянулся. 
(Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо. 
Повернулся. Вот и славно. 
(Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.

 - Давайте посмотрим презентацию изготовления «Куклы-травницы» (просмотр презентации)

IV Объяснение изготовления куклы Кубышки-Травницы.

Один квадратик (большой) из белой ткани, остальные цветные.

1. Верхнюю часть куколки – головку – делаем из большого белого квадрата ткани. Перегибаем его по диагонали и в центр кладем ветошь (вату) .Головка должна быть ровной, без морщинок на личике. Закрепляем нитью на шее.

2-3. Делаем руки-ладошки. Расправляем ткань по диагонали. На концах диагонали подгибаем ткань. Кончик лоскута примерно на 2-2,5 см подгибаем внутрь. Края ткани скручиваем внутрь и, отступив от края 2-2,5 см, закрепляем. Перевязываем куколку на поясе.

4-5.Из маленьких квадратов изготавливаем крепкую грудь так же, как и голову. Размер каждой груди чуть меньше головы, каждую грудь отдельно привязываем к туловищу.

6. На голову повязываем ленту-полоску с рожками. Для рожек на полоске завязывают два узелка на расстоянии 1,5-2 см друг от друга.

7-8. Рожки прячут под платком. Платок завязывают сзади.

9-10. Далее приступаем к изготовлению сарафана. На большой цветной квадрат насыпаем горсть травы, кладем тряпочку-ветошь, насыпаем еще горсть травы, кладем тряпочку и т.д. Чередуем слои ветоши и травы, пока не наберем достаточного количества. Сарафан выполняется в виде мешочка, для этого загибаем углы на ветошь с травами, по краю прошиваем крупными стежками (нить лучше выбирать очень крепкую, чтобы не порвалась) и стягиваем (пока некрепко).

11. Затем сажаем в центр юбки верхнюю часть куклы. Связать верх и низ куклы можно, очень крепко затянув нить, которой прошивали край юбки, и завязав её.

12-13. Фартук-передник повязываем под грудью, разравниваем. Обматываем поясом. Ведем концы пояса вперед и завязываем.

14. К рукам куколки привязываем мешочки с травой. Они делаются из квадратиков ткани. В центр квадрата насыпаем траву и поднимаем края ткани, образуя мешочек. Завязываем его и привязываем к ручке кубышки. После изготовления куклы её можно помять в руках и убрать бугорки и неровности, почувствовать аромат трав. 

 V  Практическая работа.

 -Ребята, скажите в каком порядке мы будем делать нашу куколку? Что в начале, что потом и что в завершении работы? (дети отвечают с опорой на технологическую карту) Педагог пошагово выполняет куколку вместе с обучающимися, контролирует работу детей, оказывает помощь.

 VI  Подведение итогов.

 -С каким настроением вы заканчиваете занятие? - Какую народную куклу вы изготовили на занятии?

 -Какое предназначение имела Кукла – Кубышка в жизни человека? Демонстрация готовых кукол.

 -Мне очень понравились все куколки, и теперь ваш дом будет наполнен приятным и лечебным ароматом.

 

4 февраля 2016 в 15:21

Прикреплённые файлы:

Документ: Конспект образовательной деятельности

Описание файла:

Файл называется: kursy-proekt_v1cn7.docx

Это официальный файл организации «Детский сад №3 город Светлый», в нём содержится Конспект образовательной деятельности.

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.